Историческая справка
Комсомольск-на-Амуре расположен в восточной части России на левом берегу реки Амур, в 360 км северо-восточнее Хабаровска. Город образован на месте нанайского стойбища Дзёмги и русского села Пермское, основанного в 1860 г. переселенцами из Пермской губернии.
В мае 1932 г. пароходы «Коминтерн» и «Колумб» высадили на амурском берегу около тысячи первых строителей будущего города. Город официально образован Постановлением Президиума ВЦИК от 10 декабря 1932 г. «О преобразовании селения Пермского, Нижнетамбовского района, Дальневосточного края в город Комсомольск-на-Амуре».
Строительство города начиналось с возведения двух заводов, которые носили в разное время разные названия. Судостроительный завод в начале назывался «Дальпромстрой», позже – стройка № 199, затем как судостроительный завод имени Ленинского Комсомола (ныне Амурский судостроительный завод.). Авиационный завод в начале имел название машиностроительный, потом – стройка № 126, затем – авиастроительный завод имени Ю.А. Гагарина (ныне Комсомольское-на-Амуре авиационное производственное объединение, заложен 18.06.1934 г.). Строились заводы одновременно в двух разных местах: судостроительный в районе села Пермского (Правосилинский район), авиастроительный на месте нанайского стойбища Дземги (Левосилинский район). Первоначально площадка под строительство авиастроительного завода готовилась на берегу Амура, но она была затоплена. Строительную площадку перенесли вглубь тайги, куда была проложена грунтовая дорога от Амура до нынешней ул. Уральской. Заводская строительная площадка стала называться «Дземги». Площадки разделяла река Силинка, впадающая в Амур. Расстояние между ними было примерно 12 километров.В тридцатые годы в городе было начато строительство заводов «Амурсталь» и «Амурлитмаш», завода по производству свинцовых стартовых аккумуляторов и др. Большинство из них дали первую продукцию в суровом 1942 г. и внесли весомый вклад в разгром немецко-фашистских захватчиков и их союзников на западном фронте, японских милитаристов на Дальнем Востоке.
В 1934 г. «Дальпрогору» было поручено в кратчайший срок разработать генеральный план города в расчете на 300-400 тыс. чел. Проектом были определены места расположения парков (в том числе Силинского), больничных городков, аэропорта, жилых кварталов, вокзала, водных пристаней - грузовых и пассажирских.
Великая Отечественная война приостановила темпы жилищного и культурно-бытового строительства. Все силы строительных организаций были брошены на завершение строительства промышленных предприятий: завода «Амурсталь», аккумуляторного завода и нефтезавода. После войны было закончено строительство Дома Советов на Аллее Труда, кинотеатр «Комсомолец», Дворец культуры судостроительного завода, жилые дома, школа и гостиница на проспекте Мира, Дом Красной Армии.
Сегодня Комсомольск-на-Амуре – это современный, динамично развивающийся промышленный центр, в котором успешно работают крупные предприятия машиностроения, нефтеперерабатывающей промышленности, металлургии.